Проект воспитательной системы музея учреждения дополнительного образования по формированию у обучающихся ценностного отношения к истории малой Родины
Т.С. Шинкаренко, методист МАУ ДО «Дом детского творчества №1» г. Новокузнецк
Идея создания модели воспитательной системы клуба-музея «Кузнецкая школа» возникла как ответ на новые вызовы дополнительному образованию. Одним из значимых социальных приоритетов выступает воспитание обучающихся. Воспитание в образовательном пространстве Российской Федерации рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р), одной из задач развития дополнительного образования является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» [1].
От идеи мы перешли к разработке муниципального инновационного проекта «Воспитательная система музея учреждения дополнительного образования как фактор формирования ценностного отношения обучающихся к истории малой родины». В основу проекта был положен уже имеющейся в Доме детского творчества №1 опыт воспитательной работы клуба-музея «Кузнецкая школа», который был основан в 2001 году.
При разработке инновационного проекта были учтены основополагающие нормативные документы: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» [3]., Указ Президента РФ от 8 мая 2024 года №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [4], в которых обозначена необходимость сохранения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, необходимость противодействовать попыткам деформации исторической памяти и искажения исторической правды путем системного и массового исторического просвещения, которое имеет большое образовательное и воспитательное значение для безопасного и гармоничного развития личности и государства.
Наряду с этим при разработке инновационного проекта учтены нормативные документы регионального уровня, сопряженные с вышеперечисленными Указами Президента РФ. Это региональная стратегия развития воспитания «Я – Кузбассовец!» на период до 2025 года, где определено семь приоритетов воспитания юных кузбассовцев. В соответствии со стратегией основным результатом воспитания является сформированность ценностных ориентаций у детей и молодежи [2].
Ядром проектируемой нами воспитательной системы является клубная деятельность музея «Кузнецкая школа», основное содержание которой связано с сохранением памяти о людях, внесших значительный вклад в образование Кузнецка и формированием ценностного отношения к труду педагога, учителя, наставника, к своей малой Родине.
Содержание образовательной и воспитательной деятельности преломляется в разных формах работы с детьми и педагогами: экскурсии, музейные занятия, встречи с интересными людьми, лекции, праздники, исторические игры, квесты, конкурсы и викторины.
Клуб-музей «Кузнецкая школа» является официально признанным. Паспорт – свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» получен в 2006 году. В 2009 году в городском смотре – конкурсе музеев ОУ клубу-музею «Кузнецкая школа» присвоено звание «Отличный музей». Музей занимается сбором, хранением, изучением и пропагандой материалов по истории образовательно-культурной среды Кузнецка. Основные разделы музея: «История народного образования советского периода», «История Кузнецка», «История Дома пионеров Кузнецкого района». Разделы содержат уникальные документы, архивные и фотоматериалы, школьные принадлежности советского периода.
Ежегодно музей посещают до тысячи посетителей, обучающиеся, их родители, гости с других территорий. Славной традицией музея является проведение музейных занятий «Уроки старой школы». На базе музея с 2022 года реализуется краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное занятие». Музейные занятия способствуют становлению обучающихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей, добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважение к труду своих предков и современников. Воспитательный потенциал музея «Кузнецкая школа» велик, однако не всеми педагогами нашего учреждения он был востребован, часть педагогов не проявляли заинтересованности, не было поставлено конкретной задачи.
Заявленный инновационный проект придал системность работы – одно из оснований разработки проекта. В процессе работы над проектом нами были определены доминирующие ценности. Смысловым ядром которых являются: Отечество, общество, гражданственность, патриотизм, преемственность поколений, историческая память. Содержание деятельности музея было положено в основу воспитательной системы. В основе деятельностный характер использования разнообразных форм работы, активная вовлеченность в события музейной направленности детей и педагогов.
Для повышения компетентности педагогов по воспитательной работе был выделен отдельно функциональный компонент, который предусматривает разные формы работы с педагогами: мастер-классы, конкурсы, конференции, проектные классы. За период реализации проекта нами проведены два семинара, один из них городской, проектные классы: «Доминирующие ценности воспитательной системы музея УДО», «Моделируем воспитательную систему клуба-музея «Кузнецкая школа» с педагогами учреждения, курсы повышения квалификации по профессиональной программе «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в деятельности музея учреждения дополнительного образования». Организован опрос педагогов по анкете «Подумаем о воспитании вместе». Для педагогов состоялась экскурсия в музей-заповедник «Кузнецкая крепость». В процессе работы пересмотрен и дополнен разноплановыми событиями план работы клуба-музея «Кузнецкая школа», такими как: конференция «Навстречу юбилею Дома творчества», где каждый обучающийся может познакомиться с архивами музея, подготовиться и выступить с докладом об истории создания объединения, о педагоге, Доме пионеров; Музейная акция «Продлевая жизнь вещей – музейных экспонатов», при реставрации которых, происходит знакомство с историей экспонатов; Встреча с бывшими воспитанниками театральной студии «БИС», старейшего объединения учреждения, под названием «Театр неравнодушных сердец»; Мастер-класс «Старая новогодняя игрушка своими руками».
Простроено взаимодействие с музеем при планировании воспитательной работы каждого объединения. В дополнительные общеразвивающие программы разработаны и внесены планы воспитательной работы с конкретным модулем «Кузнецкая школа», где основной целью воспитательной системы является формирование ценностного отношения обучающихся к истории малой родины. При определении содержания этого модуля, педагог определял сам в каких мероприятиях будут принимать участие обучающиеся, исходя из цели воспитательной работы и направленности творческого объединения.
Диагностико-результативный компонент использовался нами для оценивания мнения детей о работе клуба-музея «Кузнецкая школа» и их знаний о культурно-исторических объектах Кузнецка. Для обучающихся проведено анкетирование «Кузнецк – моя малая Родина». Также было организовано анкетирование для педагогов: «Подумаем о воспитании вместе» с целью выявления ценностных оснований для моделирования воспитательной системы музея УДО. На данном этапе инновационного проекта нами разрабатывается модель воспитательной системы музея учреждения дополнительного образования, апробация данной модели будет проходить в 2024-2025 учебном году.
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.] -– URL : https://mosmetod.ru/files/Dopoln_obrazov_techn_napravl/Концепция_развития_дополнительного_образования_детей_до_2030_года.pdf. - Текст : электронный
2. Стратегия развития воспитания «Я- Кузбассовец!» на период до 2025 года : [утверждена распоряжением Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 6 февраля 2023 г. № 17-рг] - URL: https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/310963. - Текст : электронный.
3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019. (дата обращения: 11.04.2023). – Текст : электронный.
4. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314
"Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (дата обращения: 26.08.2024). – Текст : электронный.